Линия Октябрьской железной дороги является одной из крупнейших в России. Эта магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Российской Федерации: Ленинградской, Мурманской, Псковской, Вологодской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Московской областей, Республики Карелия, а также городов Москва и Санкт-Петербург. Основная особенность транспортного комплекса Северо-запада России - его экспортно-импортная направленность. На территории этой железной дороги находятся 8 пограничных переходов, из них четыре — на границе с Финляндией, по два — с Эстонией и Латвией.
Линия Октябрьской железной дороги является также и старейшей транспортной магистралью России, имеющей богатую историю. В состав Октябрьской железной дороги входят первые железные дороги России общего пользования, в частности участок Санкт-Петербург— Пушкин — Павловск (бывшая Царскосельская железная дорога, проложенная еще в 1837 году) и двухпутевая линия Санкт-Петербург — Москва, сданная в эксплуатацию в 1851году. До 1923 магистраль именовалась Николаевской железной дорогой.
Современная линия Октябрьской железной дороги проходит с севера на юг от Мурманска до Москвы. Эксплуатационная длина дороги составляет — 10 372,7 км, при этом более 900 км проложено за Полярным кругом. В транспортной системе Северо-Западного региона России Октябрьская железная дорога занимает ведущее место — на ее долю приходится 60% грузов и 40% пассажирских перевозок. Она обслуживает территорию с населением более 25 миллионов человек. По состоянию на 2010 год в её состав входило шесть отделений (Санкт-Петербургское, Санкт-Петербург- Витебское, Мурманское, Петрозаводское, Волховстроевское, Московское), 655 станций, 55 локомотивных, мотор-вагонных и вагонных депо (включая ремонтные, эксплуатационные и оборотные) и более 80 других обслуживающих предприятий.